Паспорт опасных отходов

Оформление паспорта опасного отхода

Паспорт опасных отходов

паспорт отходов
В процессе хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей неминуемо образуются различные отходы, которые необходимо собирать, складировать и отправлять на утилизацию. В отличие от физических лиц и домашних хозяйств, хозяйствующие субъекты не могут воспользоваться услугами коммунальных служб (за редким исключением) и просто выбрасывать отходы в контейнеры на площадках для сбора мусора. За такие действия организация и уполномоченные лица могут быть привлечены к ответственности и наложению крупных штрафов.
Следует понимать, что на предприятиях различной формы собственности, и даже в обычных офисных помещениях постоянно образуются отходы, которые могут оказывать сильное негативное воздействие на окружающую среду. Ртутные лампы, отработавшая свой срок компьютерная и офисная техника, а также отходы производственных предприятий не допускается вывозить на полигоны для сбора и утилизации твердых бытовых отходов. Для их переработки и утилизации существуют специальные полигоны.
Чтобы не допустить смешивания бытовых и производственных отходов органы исполнительной власти, в первую очередь Росприроднадзор (Федеральная служба по надзору в сфере природопользования) строго регулирует процесс сбора и утилизации отходов, которые образуются в процессе хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Бесплатная консультация

Как происходит сбор и утилизация отходов, какие документы для этого необходимы

Для начала следует знать, что любое предприятие, на котором образуются отходы, обязано разрабатывать и согласовывать в установленном порядке экологический паспорт. В этом документе содержатся исчерпывающие сведения об образующихся отходах, потребляемых ресурсах, способах утилизации отходов и прочие сведения. Но экологический паспорт не дает право утилизировать отходы, если они относятся к I-IV классу опасности. Чтобы утилизировать такие отходы необходимо оформить и согласовать с Росприроднадзором паспорт опасного отхода. Это документ, который содержит в себе сведения о всех образующихся на предприятии опасных отходах. Следует помнить, что вывозить и утилизировать отходы I-IV класса могут только специализированные организации, имеющие соответствующие разрешительные документы (лицензию), которую выдает Росприроднадзор. Чтобы утилизировать такие отходы, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям следует:
  • Оформить экологический паспорт предприятия и инструкцию по обращению с отходами.
  • При наличии экологического паспорта (он выдается в случае, если в отношении предприятия природоохранными ведомствами не было принято решение, запрещающее хозяйственную деятельность) необходимо оформить договор на вывоз и утилизацию опасных отходов со специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию.
  • Разработать и согласовать с Росприроднадзором паспорт на все отходы (I-IV класса опасности).
  • На основании договора и только при наличии паспорта опасного отхода организация сможет передать образовавшиеся отходы на вывоз и переработку (утилизацию).
Сопроводительные документы и акты выполненных работ от специализированной организации будут являться документами, подтверждающими законность вывоза и утилизации образовавшихся отходов. Индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам следует помнить, что штрафные санкции за нарушение природоохранного законодательства (в том числе в области обращения с опасными отходами) влечет за собой привлечение к различным видам ответственности и наложение санкций в виде штрафов. За отсутствие паспорта опасного отхода должностные лица могут получить штраф в размере от 10000 до 30000 рублей, индивидуальные предприниматели – 30000-50000 рублей, с юридического лица могут взыскать от 100000 до 250000 рублей, также в отношении последних двух может быть принято решение о временном запрещении деятельности (на срок до 90 суток).

Кому необходим паспорт опасного отхода

До 2013 года данный документ был необходим практически всем предприятиям, поскольку в тот период производилась классификация по степени опасности отходов I-V классов. После принятия постановления Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности» оформление паспорта для отходов V класса перестало быть необходимым. Помимо отходов V класса опасности обязательной паспортизации не подлежат:
  • Биологические отходы, в том числе образующиеся на предприятиях пищевой промышленности и сельского хозяйства.
  • Медицинские отходы.
  • Радиоактивные отходы – для их хранения и утилизации существует свой регламент.
  • Вещества, которые разрушают озоновый слой. Но здесь есть исключение – если такие вещества входят в состав продукции, которая уже утратила свои потребительские свойства (например, различные баллончики со спреями), то на такой отход необходимо оформлять паспорт.
  • На выбросы в атмосферу и сброс отходов в водные объекты паспорт опасного отхода также не оформляется.
Для начала необходимо знать, что в Российской Федерации существуют Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО) и Банк данных об отходах (БДО), в которых содержатся сведения об отходах. Чтобы понять, какие отходы относятся к опасным можно воспользоваться поисковыми системами на специализированных ресурсах и проверить некоторые отходы, которые образуются на предприятии. Для примера – отработавшие лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные (которые используются для освещения в большинстве офисных помещений) относятся к I классу опасности. А мыши, клавиатуры, факсимильные аппараты и прочая офисная техника, утратившая свои потребительские свойства относятся к IV классу опасности. Все предприятия, на которых образуются подобные отходы, должны в обязательном порядке разрабатывать паспорт опасного отхода.
Разработка и согласование паспорта опасного отхода является обязанностью хозяйствующего субъекта, но есть исключение – иногда правообладатели или пользователи зданий используют свою недвижимость для сдачи в аренду офисов, производственных помещений или объектов общественного питания. В этом случае владелец или пользователь здания может сам заниматься деятельностью по организации обращения с отходами, арендаторы при этом освобождаются от необходимости оформлять документы и утилизировать отходы.

Как оформить паспорт опасного отхода

Оформление паспорта опасного отхода не является лицензируемым видом деятельности, поэтому в теории его оформлением может заняться сам хозяйствующий субъект (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель). Но на практике следует помнить, что для классификации отходов используется Федеральный классификационный каталог отходов (утвержденный Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242 (с изменениями от 2 ноября 2018 года № 451). Правила паспортизации опасных отходов установлены постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности». Пункт 6 данного документа гласит: «Индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации».
На практике это означает, что после оформления паспорта, при подаче его на согласование с Росприроднадзором, хозяйствующий субъект должен предоставить документ, который подтвердит отнесение каждого вида отхода к определенному классу. Это может быть технический паспорт, сертификат качества или иной документ, подтверждающий состав и свойства данного отхода или предмета, утратившего свои потребительские свойства. Если такие документы отсутствуют, либо отход не числится в ФККО, то заявитель должен провести экспертизу. Для этого необходимо обратиться в аккредитованную лабораторию, передать образцы на исследование (в необходимом количестве) и получить проток испытаний, на основании которого новый отход будет внесен в Федеральный классификационный каталог отходов. Такие испытания стоят достаточно дорого, поэтому в процессе ведения хозяйственной деятельности рекомендуется всегда сохранять сопроводительные документы на приобретаемые, а также используемые в производстве продукцию и материалы. Все сертифицированные товары в обязательном порядке содержатся в ФККО, поэтому проблем с подтверждением их отнесения к определенному классу опасности как правило не возникнет.
Для оформления паспорта опасного отхода существует типовая форма (приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности»). Заполненный документ передается на согласование в местное отделение Росприроднадзора вместе со следующими документами:
  • Заявление о подтверждении отнесения вида отхода к конкретному классу опасности.
  • Записка (оформляется в свободной форме) с исходными данными об отходе – что это, где и при каких условиях образовалось, агрегатное состояние и прочее.
  • Акт отбора образцов и проб.
  • Если проводится экспертиза отхода, то необходимо предоставить протоколы определения компонентного состава и расчета класса опасности отхода, а также предложение включить его в ФККО и БДО.
  • Если сведения об отходе содержится в ФККО и БДО, то необходимо оформить предложение о соответствии.
По результатам проверки Росприроднадзор может утвердить паспорт опасного отхода, либо вернуть документы на доработку (исправление), если в них обнаружатся неточности. При отсутствии опыта и знаний в области обращения с отходами различного класса опасности процесс оформления и согласования паспорта опасного отхода может затянуться на долгие месяцы. Наша компания специализируется на проектных работах и оказании консалтинговых услуг в области получения и согласования разрешительной документации. Узнать больше подробностей о паспорте опасного отхода Вы можете на нашем сайте, написав в чат специалистам или заказав обратный звонок.