Что такое АСУ ОДС?

Москва, как и любой другой мегаполис имеет развитую сеть автодорог, дворовые и прилегающие территории, объекты озеленения, водоемы – все эти, а также иные объекты относится к комплексу городского хозяйства столицы. Для полноценного существования данных объектов необходимо своевременно производить ремонтно-строительные работы, уборку территорий, техническое обслуживание, ликвидацию последствий аварий и чрезвычайных ситуаций. Для осуществления этих задач и был создан комплекс городского хозяйства (в который входят все объекты, содержание которых ведется за счет бюджета и внебюджетных средств), управление которым осуществляют следующие ведомства и органы исполнительной власти:

  • Департамент капитального ремонта города Москвы.
  • Департамент по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы.
  • Государственная жилищная инспекция города Москвы.
  • Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.
  • Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы.

Взаимодействие различных структур ранее производилось посредством диспетчерских служб и специально созданных подразделений. Но главным недостатком такой системы всегда было отсутствие быстрого доступа к необходимым сведениям, что существенно снижало общую производительность.

Автоматизация управления комплексом городского хозяйства

С 2008 года Правительство города Москвы разрабатывает различные информационные системы, которые позволяют эффективно вести учет и осуществлять мониторинг объектов комплекса городского хозяйства, а также организовывать работы по содержанию этих объектов и контролировать их исполнение. Для этих целей была создана автоматизированная система управления «Объединенная диспетчерская служба Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы». Первоначальной целью создания данной системы была организация инвентаризации и учета объектов городского хозяйства, разработка системы межведомственного взаимодействия в плане передачи сведений об объектах комплекса городского хозяйства, предоставление доступа к системе ее участникам. Первая версия АСУ «ОДС» состояла из отдельных подразделений, но после того, как их работа была полностью налажена, в 2019 году была запущена вторая версия автоматизированной системы управления «Объединенная диспетчерская служба».

Принципиальным отличием АСУ «ОДС» 2.0 является то, что именно в ней находятся все сведения касательно объектов городского хозяйства города Москвы, а прочие информационные системы получают эти данные по системе межведомственного взаимодействия.

На сегодняшний день АСУ «ОДС» содержит следующие сведения об объектах комплекса городского хозяйства:

  • Спецтехнике и транспортных средствах, предназначенных для вывоза различных отходов, уборки территорий (в том числе дворовых) и содержания объектов дорожного хозяйства.
  • Дворовых территориях.
  • Объектах дорожного хозяйства, в том числе отдельных конструктивных элементах, входящих в их состав (подземные переходы, тротуары, путепроводы и прочее).
  • Подъемных устройствах для людей с ограниченными возможностями, расположенных в многоквартирных жилых домах.
  • Плоскостных сооружениях (площадках) для хранения мусора и твердых бытовых отходов.
  • Иных объектах, в том числе объектах озеленения, особо охраняемых природных и особо охраняемых зеленых территориях, содержание которых производится за счет бюджетных средств.

Следует знать, что на основании постановления Правительства Москвы от 31 июля 2013 года N 499-ПП «Об автоматизированной системе управления «Объединенная диспетчерская служба Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы» АСУ «ОДС» является единственным источником сведений, в том числе используемых для ведения иных информационных систем города Москвы. Также данная система является платформой для проведения конкурсных торгов, источником получения данных для расчета смет и калькуляций, составления отчетности и ведения статистики. Основными целями и задачами АСУ «ОДС» являются:

цифра 1

Создание и постоянное совершенствование системы управления коммунальными и прочими службами, занимающимися благоустройством, ремонтом и содержанием объектов комплекса городского хозяйства города Москвы.

цифра 2

Увеличение эффективности расходования денежных средств (бюджетных и внебюджетных) на благоустройство, ремонт и содержание объектов комплекса городского хозяйства.

цифра 3

Повышение эффективности контроля выполненных работ и анализа технологических процессов, задействованных в ходе их выполнения.

Главной задачей системы является автоматизация деятельности Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы, а также подведомственных организаций. Еще одной немаловажной задачей является сбор и упорядочивание данных об объектах АСУ «ОДС» таким образом, чтобы они всегда были в актуальном состоянии и к ним имели круглосуточный доступ органы исполнительной власти.

Помимо данных о самих объектах комплекса городского хозяйства в АСУ «ОДС» содержатся все сведения о государственных закупках и заключенных контрактах на обслуживание, содержание и ремонт этих объектов. Также в системе содержатся сведения о выполненных работах (акты выполненных работ, сопроводительные документы, договоры с подрядными организациями) и результатах инспекционных проверок.

Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы, Главное контрольное управление города Москвы, а также Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, являются функциональными заказчиками автоматизированной систему управления «Объединенная диспетчерская служба». Эти органы исполнительной власти занимаются координацией деятельности прочих ведомств и организаций в части проведения работ по совершенствованию, оптимизации и повышению эффективности формирования и использования данных содержащихся в системе. Первоначально участниками системы АСУ «ОДС» были органы исполнительной власти и специализированные организации. Но с развитием системы (АСУ «ОДС» версии 2.0) в ней появилась функция создания и учета различных документов, в том числе паспортов благоустройства территории.

Паспорт благоустройства территории в АСУ «ОДС»

Паспорт благоустройства территории – это обязательный документ, который составляется в электронном виде и содержит в себе исчерпывающие сведения об объектах озеленения, искусственных сооружениях и прочих объектах на участке землепользования. Документ всегда должен находиться в актуальном состоянии, все данные в нем должны строго соответствовать реальному состоянию участка. Отсутствие документа, его неактуальность или отсутствие согласований в соответствующих инстанциях караются денежным штрафом. При повторном выявлении нарушения землепользователь может быть привлечен к административной ответственности.

Основная задача паспортизации земельных участков – это сбор сведений о количественных и качественных показателях зеленых насаждений на территории всей столицы. Зеленый фонд Москвы наряду с водоемами является самым эффективным поглотителем угарного газа и пыли, также растения выделяют кислород, что обеспечивает безопасное и комфортное проживание миллионов жителей столицы. С этой целью еще в 1999 году был принят Закон города Москвы от 5 мая 1999 года N17 «О защите зеленых насаждений», в котором изложен регламент по инвентаризации и учету, содержанию насаждений, созданию новых объектов озеленения и ликвидации существующих. Но этих мер было недостаточно, поэтому в 2002 году было принято постановление Правительства Москвы от 10 сентября 2002 года N 743-ПП «Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы». Этот нормативно-правовой акт обязал каждого землепользователя, независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, а также ведомственной принадлежности, проводить инвентаризацию зеленых насаждений на своем участке с последующим составлением паспорта благоустройства. В этом же году было принято постановление Правительства Москвы от 12 августа 2014 года N 461-ПП «Об автоматизированной информационной системе «Реестр зеленых насаждений». Данная система представляет собой государственный цифровой портал, в который заносятся сведения из паспортов благоустройства всех земельных участков города Москвы.

Чтобы оформить паспорт благоустройства территории землепользователь изначально должен провести инвентаризацию зеленых насаждений на своем участке. Для этого сперва необходимо собрать пакет исходных данных (геоподоснову, выписку из ЕГРН и прочее), провести геодезические работы и дендрологическое обследование всех зеленых насаждений. Задачей геодезических работ является съемка земельного участка, уточнение границ землепользования, нанесение на геоподоснову всех зеленых насаждений, искусственных сооружений, дорожно-тропиночной сети и прочих объектов. Итогом работ должен стать инвентаризационный план участка (дендроплан), на котором все объекты озеленения и искусственные сооружения будут привязаны к местной (Московской) системе координат. Дендрологическое обследование насаждений может проводить только высококвалифицированный специалист (дендролог), основными задачами данных работ является выявление видового состава растительности, определение состояния здоровья насаждений, измерение их геометрических характеристик. По результатам дендрологического обследования составляется перечетная ведомость зеленых насаждений. Графическая часть паспорта благоустройства (дендроплан) и его текстовая часть (перечетная ведомость) загружаются в автоматизированную информационную систему «Реестр зеленых насаждений» (АИС «РЗН»), после чего документ автоматически направляется на проверку и согласование в соответствующие инстанции.

При совершенствовании системы АСУ «ОДС» версии 2.0 в ней появилась возможность загрузки данных паспортов благоустройства. Изначально это были паспорта объектов озеленения III категории (объекты дорожного хозяйства и дворовые территории). Но сегодня все землепользователи (независимо от категории объекта озеленения) могут использовать как АИС «РЗН», так и АСУ «ОДС». Автоматизированная информационная система «Реестр зеленых насаждений» позволяет землепользователю использовать доверенного представителя для предоставления данных. С одной стороны – это удобно, но с другой создает дополнительную бюрократическую нагрузку, что увеличивает сроки подачи и согласования документов. Автоматизированная система управления «Объединенная диспетчерская служба» является более современным сервисом, в котором участникам для регистрации необходимо предоставить минимум сведений и документов. Загрузка данных осуществляется по логину и паролю через систему «Личный кабинет». Дело в том, что составление паспорта благоустройства, его актуализация и внесение изменений представляет достаточно сложную и трудоемкую задачу. Поэтому, в большинстве случаев землепользователь с целью экономии времени и средств привлекает подрядчика или консалтинговую организацию, которая может выполнить отдельные виды работ (инвентаризацию, геодезическую съемку, составление документа и прочее), либо выполнить весь комплекс работ по составлению и согласованию паспорта благоустройства территории. Узнать больше подробностей об АСУ «ОДС» и оформлении паспорта благоустройства Вы можете на нашем сайте. Для бесплатной консультации напишите в чат нашим специалистам, либо закажите обратный звонок.